Зоны ожидания или «holding pattern» могут применяться по целому ряду причин. Чаще всего полет в зоне ожидания выполняется прибывающими воздушными судами, если невозможно произвести посадку без задержки: метеоусловия в аэропорту ниже минимума, закрытие ВПП на очистку, очередь на посадку и т.д. Гораздо реже полет в зоне ожидания может выполняться для решения технических проблем с самолетом и выработкой топлива. Применение зоны ожидания позволяет диспетчеру упорядочить поток прибывающих воздушных судов и выстроить очередь на посадку в случае, если прилет превышает пропускную способность ВПП, кроме того, команда и условия на выполнение зоны ожидания диспетчером выдаются однократно, таким образом, не требуется постоянно вести связь с экипажем, что особенно актуально при длительном полете в зоне ожидания.
Полет в зоне ожидания и уход на запасной аэродром.
Зона ожидания представляет собой типовую схему, называемую «ипподром» или «racetrack». Ипподром состоит из двух прямолинейных участков и двух разворотов на 180 градусов.
Типовая схема ожидания (ипподром).
Условия выполнения зоны ожидания могут быть установлены заранее, то есть опубликованы на схемах и картах, а могут оперативно задаваться диспетчером.
Зона ожидания задается следующими параметрами:
- Точка ожидания
- Скорость ожидания
- Высота
- Путевой угол inbound leg
- Время полета на outbound leg или точка разворота на inbound leg
- Направление разворотов
По правилам ИКАО стандартная процедура ожидания – это правый ипподром (все развороты правые). Крен в разворотах должен соответствовать угловой скорости 3 градуса в секунду, но при этом не выходить за пределы угла в 25 градусов. Время полета на outbound leg составляет 1 минуту на высоте ниже 14000 футов и 1,5 минуты на высоте выше 14000 футов. Максимальные скорости ожидания зависят от высоты, категории ВС, условий полета. Таблица скоростей содержится в документе ИКАО 8168 PANS-OPS. Национальные правила выполнения процедур ожидания могут отличаться от правил ИКАО.
Точка ожидания задается радиосредством, фиксированной точкой, или немаркированной точкой пути RNAV. В случае, если требования к выполнению holding procedure не соответствуют стандартным, они обязательно публикуются в документах аэронавигационной информации или сообщаются диспетчером.
Примеры различных зон ожидания.
1 — стандартная процедура ожидания над радиосредством. 2 — нестандартная «левая» зона над радиосредством. 3 — «левая» зона ожидания заданная радиалом и удалением, точка разворота фиксирована дальностью DME. 4 — стандартная зона ожидания заданная радиалом и удалением.
Правила выполнения зоны ожидания.
После пролета точки ожидания экипаж выполняет разворот outbound course, отсчет времени начинается либо на траверзе радиосредства, которым задана зона ожидания, либо после выхода на курс линии пути удаления. Важно помнить, что при полете в зоне ожидания, требуется учитывать ветер, корректируя направление полета на фактический угол сноса. По истечении времени полета на участке удаления, выполняется разворот и выход на участок приближения. В случае если точка разворота задана фиксированной точкой, удалением от маяка DME, ограничительным пеленгом или радиалом, отсчет времени не требуется, разворот начинается по достижении заданной точки.
Вход в зону ожидания.
Важной особенностью применения зон ожидания являются процедуры входа. Смысл правил входа в зону ожидания заключается в том, чтобы воздушное судно в процессе маневрирования оставалось в так называемой защищенной зоне – зоне, в которой учтены препятствия, на основании которых задана минимальная безопасная высота ожидания (MHA).
Правилами ИКАО установлены три варианта входа в holding. Метод входа выбирается в зависимости от направления прибытия в точку ожидания.
Вход в зону ожидания.
Варианты входа:
- Вход из сектора №1 – parallel entry. Параллельный вход. Пройдя точку ожидания, ВС выполняет разворот на outbound course и продолжает полет в течение одной или полутора минут, далее выполняется разворот во внутреннюю сторону ипподрома на точку ожидания, на усмотрение экипажа может быть выполнен выход на inbound leg.
- Вход из сектора №2 – teardrop entry – “вход каплей”). Смещенный вход. Пройдя точку ожидания, ВС выполняет отворот на 30 градусов внутрь ипподрома и продолжает полет в течение одной или полутора минут, далее ВС разворачивается в противоположную сторону и выходит на inbound leg.
- Вход из сектора №3 – direct entry. Прямой вход. Пройдя точку ожидания, ВС выполняет разворот на outbound leg.
Допуск при определении сектора составляет 5 градусов в обе стороны от границы секторов, в случае попадания в этот диапазон, экипаж имеет право выбирать метод входа на свое усмотрение.
Ожидание с применением FMS.
Традиционно выполнение процедуры ожидания в ручном режиме в условиях ограниченной видимости требовало максимального внимания от пилота, так как за очень короткий промежуток времени требовалось выполнить множество операций. Правильное определение сектора входа, коррекции на ветер требовало максимальной концентрации внимания экипажа. Сегодня с применением систем управления полетом FMS, которые в свою очередь используют метод навигации RNAV, выполнение зоны ожидания значительно упростилось, экипажу достаточно задать точку ожидания, и если схема ожидания уже внесена в базу данных, самолет сам определит и выполнит вход в зону и полет в зоне ожидания с соблюдением всех ограничений полностью в автоматическом режиме.