RAAS – система предупреждения о положении относительно ВПП.

RAASВ 2000 году в аэропорту города Тайпей (Тайвань) произошла катастрофа Боинг-747 авиакомпании «Singapore Airlines». Из 179 пассажиров и членов экипажа погибли 83 человека. При взлете ночью в условиях плохой видимости самолет столкнулся со строительной техникой осуществляющей ремонт ВПП. Экипажу был разрешен взлет в ВПП 05 левой, фактически взлет был произведен с закрытой ВПП 05 правой. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа и целый ряд сопутствующих факторов связанных c оборудованием аэродрома, недостаточным количеством знаков и работой светотехничегого оборудования на нерабочей ВПП. Система RAAS (Runway Awareness and Advisory System) могла бы предотвратить эту катастрофу, однако ее внедрение началось только в 2006 году (через пять лет после катастрофы). Систему предупреждения о положении относительно ВПП также часто называют «Smart Runway» по названию системы RAAS фирмы Honeywell.

Это не единственный случай, к сожалению, история гражданской авиации знает множество схожих по своим причинам авиационных происшествий, которые продолжают происходить и сегодня. Так в 2010 году Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот успешно произвел взлет с рулежной дорожки параллельной ВПП в аэропорту города Осло.

Система RAAS является дополнением системы EGPWS (TAWS). На сегодняшний день данная система устанавливается опционально по желанию заказчика и не является обязательной. Назначение RAAS – выдача звуковых (через речевой информатор) и визуальных (на навигационном дисплее) сообщений о положении воздушного судна относительно ВПП и другой информации связанной с использованием ВПП. Целью системы является минимизация случаев «runway incursion», т.е. несанкционированного использования ВПП.

RAAS1

Для корректной работы RAAS должны соблюдаться следующие условия:

  • аэродром находится в базе данных препятствий системы EGPWS
  • воздушное судно находится или заходит на посадку на аэродром, ВПП которого находится в базе данных RAAS
  • доступны координаты воздушного судна, определенные с точностью в пределах установленных ограничений (применяется GPS)

Система работает самостоятельно без каких-либо действий со стороны экипажа и может быть принудительно отключена

Примеры сообщений выдаваемых при взлете и рулении:

Предупреждение

Условия срабатывания

CAUTION ON TAXIWAY Разовое срабатывание при условии нахождения самолета не на ВПП и превышении путевой скорости 40 узлов
APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER) Разовое срабатывание при приближении к ВПП на скорости меньше 40 узлов
ON RUNWAY(RUNWAY IDENTIFIER) Разовое срабатывание при занятии ВПП и значении фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП

Примеры сообщений выдаваемых при заходе на посадку, посадке и при прерванном взлете:

Предупреждение

Условия срабатывания

APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER) Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:

  • значение фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП
  • удаление до входного торца ВПП менее 3 морских миль
  • линейное боковое уклонение от продолженной оси ВПП менее чем 200 футов плюс ширина ВПП
  • относительная высота от 300 до 750 футов
(FEET) REMAINING При прерванном взлете срабатывает при условии:

  • достижения определенного порогового значения оставшейся длины ВПП
  • путевая скорость более 40 узлов
  • путевая скорость уменьшилась на 7 узлов относительно максимальной достигнутой

При пробеге и уходе на второй круг при условии, что:

  • достигнуто определенное пороговое значение оставшейся длины ВПП
  • для пробега: путевая скорость менее 40 узлов
  • для ухода на второй круг: высота над ВПП менее 100 футов.
ONE HUNDRED REMAINING Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:

  • значение фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП
  • оставшаяся располагаемая длина пробега менее 100 футов
  • путевая скорость менее 40 узлов

Следует отметить, что сообщения, выдаваемые RAAS, носят исключительно информативно-рекомендательный характер. Сообщения основаны на алгоритмах взаимодействия системы с базой данных ВПП, система не имеет возможности принимать в расчет диспетчерские разрешения, намерения экипажа, данные о закрытии ВПП. Кроме того, наличие или отсутствие сообщений RAAS не следует трактовать как разрешение или запрет на использование ВПП.

Короткое видео о RAAS на английском языке: