В 2000 году в аэропорту города Тайпей (Тайвань) произошла катастрофа Боинг-747 авиакомпании «Singapore Airlines». Из 179 пассажиров и членов экипажа погибли 83 человека. При взлете ночью в условиях плохой видимости самолет столкнулся со строительной техникой осуществляющей ремонт ВПП. Экипажу был разрешен взлет в ВПП 05 левой, фактически взлет был произведен с закрытой ВПП 05 правой. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа и целый ряд сопутствующих факторов связанных c оборудованием аэродрома, недостаточным количеством знаков и работой светотехничегого оборудования на нерабочей ВПП. Система RAAS (Runway Awareness and Advisory System) могла бы предотвратить эту катастрофу, однако ее внедрение началось только в 2006 году (через пять лет после катастрофы). Систему предупреждения о положении относительно ВПП также часто называют «Smart Runway» по названию системы RAAS фирмы Honeywell.
Это не единственный случай, к сожалению, история гражданской авиации знает множество схожих по своим причинам авиационных происшествий, которые продолжают происходить и сегодня. Так в 2010 году Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот успешно произвел взлет с рулежной дорожки параллельной ВПП в аэропорту города Осло.
Система RAAS является дополнением системы EGPWS (TAWS). На сегодняшний день данная система устанавливается опционально по желанию заказчика и не является обязательной. Назначение RAAS – выдача звуковых (через речевой информатор) и визуальных (на навигационном дисплее) сообщений о положении воздушного судна относительно ВПП и другой информации связанной с использованием ВПП. Целью системы является минимизация случаев «runway incursion», т.е. несанкционированного использования ВПП.
Для корректной работы RAAS должны соблюдаться следующие условия:
- аэродром находится в базе данных препятствий системы EGPWS
- воздушное судно находится или заходит на посадку на аэродром, ВПП которого находится в базе данных RAAS
- доступны координаты воздушного судна, определенные с точностью в пределах установленных ограничений (применяется GPS)
Система работает самостоятельно без каких-либо действий со стороны экипажа и может быть принудительно отключена
Примеры сообщений выдаваемых при взлете и рулении:
Предупреждение |
Условия срабатывания |
CAUTION ON TAXIWAY | Разовое срабатывание при условии нахождения самолета не на ВПП и превышении путевой скорости 40 узлов |
APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER) | Разовое срабатывание при приближении к ВПП на скорости меньше 40 узлов |
ON RUNWAY(RUNWAY IDENTIFIER) | Разовое срабатывание при занятии ВПП и значении фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП |
Примеры сообщений выдаваемых при заходе на посадку, посадке и при прерванном взлете:
Предупреждение |
Условия срабатывания |
APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER) | Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:
|
(FEET) REMAINING | При прерванном взлете срабатывает при условии:
При пробеге и уходе на второй круг при условии, что:
|
ONE HUNDRED REMAINING | Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:
|
Следует отметить, что сообщения, выдаваемые RAAS, носят исключительно информативно-рекомендательный характер. Сообщения основаны на алгоритмах взаимодействия системы с базой данных ВПП, система не имеет возможности принимать в расчет диспетчерские разрешения, намерения экипажа, данные о закрытии ВПП. Кроме того, наличие или отсутствие сообщений RAAS не следует трактовать как разрешение или запрет на использование ВПП.
Короткое видео о RAAS на английском языке: