Перепродажа. Овербукинг в авиации.

overbooking Не хватило мест в самолете? Да, такое возможно, даже если у вас есть билет. В этой статье мы расскажем о перепродаже или овербукинге (от англ. overbooking) применительно к авиации. Вопреки расхожему мнению, перепродажа или перебронирование это не сбой системы бронирования, в чем иногда пытается заверить вас перевозчик. Сегодня ни для кого не секрет, что почти все авиакомпании намеренно перепродают билеты на свои рейсы. Если по-простому, билетов продается больше, чем есть мест в самолете. Кстати, овербукинг — это известная рыночная стратегия, которая применяется далеко не только в авиации. Часто перепродажа действительно происходит непреднамеренно, например, при вынужденной замене воздушного судна на другое с меньшей вместимостью. В принципе, с точки зрения пассажира нет никакой разницы, почему в самолете оказалось меньше мест, чем продано билетов.

Зачем нужен овербукинг?

Если говорить о коммерческой перепродаже, ответ прост – чтобы заработать, лучше будет сказать, чтобы продать одно и то же дважды. Допустим, несколько человек, купивших билеты, опаздывают на рейс. Разумеется, перевозчик, имея свободные места в самолете, будет стремиться продать их. Проблема в том, что на тот момент, когда будет известно о реальном количестве освободившихся в самолете мест, навряд ли их кто-то захочет купить, поэтому на основе статистических данных авиакомпания заранее устанавливает так называемый overbooking factor или значение перепродажи для рейса, то есть исходя из допущения, что определенное количество человек, купивших билеты скорее всего рейсом не полетят, авиакомпания продает билеты сверх вместимости самолета.

Еще один важный момент: последние билеты в самолете всегда продаются по самым дорогим тарифам, которые в разы выше базовых, что делает перепродажу еще более выгодной для перевозчика.

И сколько же составляет перепродажа?

Зависит от компании, как правило, коммерческий овербукинг составляет около 2-3% от вместимости воздушного судна, то есть при вместимости самолета в 150 человек продается 153-155 мест.

А что делать если пассажир все таки пришел?

Самый простой и безобидный вариант – перепродажа только в эконом-классе, в этом случае при наличии мест в бизнес-классе, авиакомпания абсолютно бесплатно повышает класс обслуживания для не поместившихся в эконом пассажиров.Кстати говоря, вероятнее всего повысят не тех, кто пришел последним, а тем, кто имеет бонусные карты авиакомпании, чем выше статус карты, тем больше вероятность бесплатно оказаться в бизнесе. Если же в самолете уже физически нет мест, тогда все гораздо сложнее. Очень многое зависит от авиакомпании и направления.

Во-первых, по правилам большинства государств, прежде чем принудительно снять пассажира с рейса, сотрудники авиакомпании должны провести опрос с целью найти добровольцев, которые сами откажутся от рейса. Кстати, этот же принцип прописан в правилах большинства российских авиакомпаний, но применяется мало.Если же добровольцев нет, то скорее всего снимут последних явившихся. Исключение – трансферные пассажиры и пассажиры с детьми. Если же пассажира все-таки сняли с рейса, то его в любом случае обязаны отправить в пункт назначения. Это может быть следующий рейс авиакомпании, рейс другого перевозчика, возможно рейс с пересадкой.

Извлекаем выгоду.

Итак, что же предлагает авиакомпания пассажиру за причиненные неудобства. В любом случае вам обязаны предоставить питание и гостиницу при превышении определенного времени задержки. (2 часа – напитки, 4 часа — горячее питание, 8 часов — гостиница). Кроме того, большинство авиакомпаний выплачивают компенсацию, опять же в зависимости от времени задержки. Если речь идет о двух часах то можно рассчитывать на 50-100 евро, а вот если ваш рейс вылетает только на следующий день, то есть через сутки, то суммы компенсаций составляют в районе 500 евро на пассажира. Данные суммы примерны и основаны на правилах одной российской авиакомпании. Стоит оговориться, что скорее всего компенсация будет выражаться в форме скидки на покупку билетов этой же авиакомпании, поэтому не стоит особо рассчитывать на наличные. Многие западные перевозчики сразу же выдают сертификат на бесплатный перелет. Ко всему прочему, вполне возможно следующим рейсом вы полетите в бизнес-классе.

Главное, помните, авиакомпания поступила с вами мягко говоря нехорошо, поэтому вы в праве требовать. Денег вам конечно больше не заплатят, но вполне возможно повысят в бизнес даже если этого и не собирались делать.

Улетаем гарантировано.

Итак, что же нужно сделать, чтобы не оказаться в числе пассажиров снятых с рейса.

По-возможности зарегистрируйтесь через интернет на сайте авиакомпании и самостоятельно распечатайте посадочные талоны. Если же такой возможности нет – регистрируйтесь в киосках самостоятельной регистрации в аэропорту, если же и этого нет, попытайтесь оказаться в числе первых зарегистрированных. Кстати, прибегать на посадку последним тоже опасно, вас запросто могут снять с рейса даже если у вас уже есть посадочный талон.