Заход на посадку Circle-to-Land.

CTL_previewЗаход на посадку методом Circle-to-Land (или Circling approach) применяется в том случае если заход по приборам выполняется на одну ВПП, а посадку по тем или иным причинам требуется выполнить на другую ВПП. Таких случаев может быть несколько, например, предположим, что процедура захода на посадку по приборам опубликована только для одного курса, при этом попутный ветер не позволяет выполнить посадку с этим курсом, а видимость не позволяет выполнить визуальный заход с обратным стартом. Аналогично, например аэродром имеет две пересекающихся ВПП, а процедуры захода на посадку по приборам есть только для одной. При метеоусловиях ниже минимума для визуального захода на посадку и закрытии основной ВПП, заход выполняется на закрытую ВПП до минимальной высоты снижения, далее осуществляется визуальное маневрирование и посадка на другую ВПП.

Термин «визуальное маневрирование» (Circle-to-land — полет по кругу) используется для описания этапа полета, выполняемого после завершения захода на посадку по приборам. На этом этапе воздушное судно выводится в посадочное положение относительно ВПП, расположение которой не пригодно для захода на посадку по прямой, т. е. в отношении которой не могут быть соблюдены критерии по спрямлению направления или по градиенту снижения.(DOC 8168 PANS-OPS ИКАО)

CTL4

Схема захода на посадку в аэропорту Самос (Греция).
Линия пути конечного этапа захода на посадку подходит к ВПП под прямым углом.
Выполнение посадки возможно только методом Circle-to-Land.

Зона визуального маневрирования и минимальная высота снижения.

В зависимости от наличия и высоты препятствий вокруг аэродрома для захода Circle-to-Land устанавливается минимальная высота снижения, которая обеспечивает безопасный пролет всех препятствий в зоне визуального маневрирования. Границы зоны визуального маневрирования при заходе на посадку по кругу определяется путем проведения дуг с центрами в местоположении каждого порога ВПП и касательных, соединяющих эти дуги. Радиусы дуг выбираются исходя из категории воздушного судна (напомним, категория определяется по скорости).

CTL2

Методика построения зоны визуального маневрирования.

Необходимо помнить, что в зависимости от применяемых критериев построения схем, радиусы могут варьироваться. Так, их значения установленные в TERPS (документ регламентирующий построение схем в США) значительно меньше значений установленных в документе 8168 PANS-OPS ИКАО. При международных полетах следует обращать внимание по каким критериям построена схема.

A B C D E
PANS-OPS 1,68NM 2,66NM 4,2NM 5,28NM 6,94NM
TERPS 1,3NM 1,5NM 1,7NM 2,3NM 4,5NM

Выполнение визуального маневра.

Заход на посадку по кругу представляет собой визуальный маневр в полете. Условия в каждом полете по кругу различны, поскольку они зависят от таких переменных факторов, как расположение ВПП, линия пути конечного этапа захода на посадку, скорость ветра и метеорологические условия. Поэтому невозможно разработать единую схему, которой бы учитывались любые условия, в которых выполняется заход на посадку по кругу.

CTL1

Варианты выполнения визуального маневрирования.
Если не установлены особые условия, маневрирование выполняется на усмотрение экипажа.

После первоначального визуального контакта, находясь на минимальной высоте снижения при полете по кругу, следует непрерывно держать в поле зрения окружение ВПП. Окружение ВПП включает такие характерные ориентиры как порог ВПП или светосигнальные средства захода на посадку, или иную маркировку опознавания ВПП.

В случае если разница в направлении линии пути на конечном этапе захода на посадку и направлением ВПП составляет более 30 градусов, публикуются только минимумы для захода Circle-to-Land. Однако, если после установления визуального контакта с ВПП пространственное положение позволяет безопасно выполнить посадку без дополнительного маневра, разрешается выполнение посадки «доворотом».

CTL3

Возможный вариант маневра при заходе Circle-to-Land

Снижение ниже MDA/MDH (minimum descend altitude/height) не производится до тех пор, пока:

  • не будет установлен и поддерживаться визуальный контакт с ориентирами
  • пилот не увидит порога ВПП
  • не будет выдерживаться необходимый запас высоты над препятствиями
  • воздушное судно не займет соответствующего положения для выполнения посадки.

Уход на второй круг.

Если при полете по кругу с целью посадки после захода на посадку по приборам теряется визуальный контакт с ориентирами, необходимо придерживаться ухода на второй круг,указанного для данной конкретной схемы захода на посадку. Переход от визуального маневра (полета по кругу) к уходу на второй круг должен начинаться с разворота с набором высоты в пределах зоны полета по кругу в направлении посадочной ВПП, далее осуществляются вход в схему ухода на второй круг и ее выполнение. Приборная воздушная скорость при выполнении этих маневров не должна превышать максимальную приборную воздушную скорость при визуальном маневрировании.




Circle-to-land with prescribed tracks (с предписанной линией пути).

На аэродромах, где позволяют четко определенные визуальные ориентиры (и если это желательно с эксплуатационной точки зрения), государство, в дополнение к зоне полета по кругу, может установить специальную линию пути визуального маневрирования. Следует отметить, что в случае такой схемы полет основан на визуальном ориентировании, а любая представляемая радионавигационная информация носит только консультативный характер.

CTL5

Схема захода на посадку в аэропорту Сплит (Хорватия).
После пролета VOR SPLIT визуальное маневрирование выполняется по предписанной линии пути

Из зоны визуального маневрирования может быть исключена какая то ее часть, как правило это делается из-за наличия высоких препятствий или из соображений организации воздушного движения. В этом случае на схеме в обязательном порядке обозначается сектор, в котором визуальное маневрирование запрещено.

CTL6

Минимумы для захода на посадку в аэропорту Сплит (Хорватия).
Заход с прямой не разрешается, т.к. не выполняется критерий «30 градусов».
Визуальное маневрирование к северу от аэропорта запрещено.
Схема построена по правилам PANS-OPS (ИКАО)

В чем разница между Circle-to-Land и визуальным заходом на посадку?

В заключении, отметим, что заход на посадку Circle-to-Land очень часто путают с визуальным заходом на посадку. Связано это с тем, что в российских документах под визуальным заходом на посадку понимается как раз заход Circle-to-Land. Как следствие, возникает путаница. Визуальный заход — это принципиально отличающийся от захода Circle-to-Land вид захода на посадку. Для визуального захода отсутствует как таковая зона визуального маневрирования. Визуальный полет выполняется на усмотрение экипажа и, как правило, сразу на ВПП посадки, ответственность за безопасный пролет препятствий целиком лежит на экипаже. Минимум для визуального захода на посадку устанавливается, как правило, стандартный для государства (зависит от правил конкретной страны).

К слову, в российской авиации традиционно слово круг используется совершенно в другом значении. В России почти на всех аэродромах есть диспетчерский пункт круга, часто среди пилотов и диспетчеров можно услышать словосочетание «на кругу», естественно круг о котором идет речь является лишь частью схемы прибытия или захода на посадку и не имеет никакого отношения к Circle-to-Land, равно как и визуальный круг полета, устанавливаемый на небольших аэродромах.